Главная » Статьи » LARP. Плюсы, минусы, прогнозы

LARP. Плюсы, минусы, прогнозы

larp2

Сегодня мы поговорим о протектированном оружии и доспехах, или как мы все привыкли говорить, о ЛАРПе. Отгремела «Люстрия» — первая крупная игра в РФ на таком оружии и теперь можно смело, без гадания на кофейной гуще, говорить о плюсах и минусах подобной боёвки. Дабы избежать путаницы, плюсы и минусы я традиционно разнесу по пунктам.

1. Внешний вид

Для ролевой игры он чрезвычайно важен, без дифференциации по доспехам и вооружению — боёвка в фэнтези просто превратится в бугурт красных против синих в одинаковых «бугуртооптимальных» доспехах. И тут ЛАРП приходит на помощь! Любое оружие и доспехи, весящие чуть больше стёганки, топоры и молоты в человеческий рост — обо всём этом раньше мы могли лишь мечтать. Хотя «пеночные» молоты и топоры мы видели и раньше, но лишь единицы могли похвастаться приличным видом, отличным от свёрнутого коврика, насаженного на палку. Но доспехи — это действительно прорыв. Есть один пунктик: насколько ЛАРП прекрасно выглядит в статичном виде, настолько отвратителен в движении. Итого: оружие ЛАРП замечательно подходит для моделирования боестолкновений на фэнтези-играх, особенно на тех, где неодоспешенные игроки пользуются теми видами оружия, которые невозможно или очень сложно выполнить в гуманизированном варианте. В иных случаях (историческая игра с доспехами, отсутствие полуголых воительниц и т.д.) считаю введение ЛАРПа непродуктивным, только если на длинноклинковую ночную боёвку или в качестве «гражданского» оружия.

2. Прочность

Давайте сразу договоримся, что если мы сравниваем ЛАРП с текстолитом / дюралём по антуражности, то и по прочности будем сравнивать с ними же. Оружие ЛАРП непрочно, что тут ещё сказать. Производители вплотную приблизились к идеальному балансу гуманности и прочность, но всё равно редко какой меч выдерживает без повреждений несколько дней плотной боёвки. Лично я за «Люстрию» разбил об людей три (!) меча, все — разных производителей. У одного отвалилась гарда, у другого лопнул кончик лезвия, третий же лопнул пополам. Замечу, я не лупил ими по деревьям или металлическим частям доспехов, максимум — фехтовал клин-в-клин. Поэтому появились все эти ЛАРП щиты, ЛАРП доспехи и т.д. — в качестве «гонки вооружений наоборот», так как «щит» оказывался слишком прочен для «меча». Пластиковые же доспехи, хоть и хороши, вопреки чаяниям многих, всё равно требуют стёганой защиты под ними, да и их ремонтопригодность болтается где-то на уровне нуля. Шлем ли наплечник треснул — покупай новый.

Итого: текстолит и дюраль вчистую выигрывают у ЛАРПа по прочности, также как и металлические доспехи — у пластиковых.

3. Цена

Бесспорно, большинство ЛАРП-оружия стоит дешевле тех же «Диковских» клинков, да вот только ремонтировать первые или нельзя, или очень сложно — что возвращает нас во времена «клюшечных» клинков, которые если сломались — то всё, как ты их изолентой не перематывай, не починишь. В случае же с текстолитовым оружием достаточно вынуть из эфеса обломок клинка и вставить туда новый, заказанный за 500-600 рублей у ближайшего мастера. Та же ситуация и с дюралём. В случае с необычным оружием (мы ведь любим ЛАРП за воплощение ночных кошмаров Оакешота и Кирпичникова, не так ли?), единичный экземпляр будет стоить весьма дорого. Почему? Заводские производители не станут связываться с разовым заказом (только если вы проплатите партию, минимум 30-40 штук), а заказывать у кустарей значит играть в рулетку. Пластиковый доспех на порядок дешевле металлического (а в случае сравнения с продуктами высоких технологий из калёной 65-ки на латуни в бархате с перламутровыми пуговицами — то и на два), но не обладает такой же универсальностью — в нём нельзя поехать на игру, потом сходить в бугурт, а потом почистить, зашить и продать. Единственные «бугуртопригодные» пластиковые шлемы я видел у мастерской «Племя» и Красноярской мастерской Factory: весят они около или даже чуть больше килограмма при толщине стенок 4-7 мм.

Итого: пока что цена на ЛАРП завышена. Надеюсь, цены будут падать.

4. Безопасность

Тут всё очень запутанно. Да, на первый взгляд, замена твёрдых мечей на мягкие серьёзно снижает тяжёлые травмы (рассечения, переломы). Но синяки/гематомы/сотрясения никуда не пропадают. Девушку из моей команды на игре так приложили по голове, что пришлось отвозить ее в больницу. Людей, полосатых от синяков, после боестолкновений на ЛАРПе я тоже насмотрелся. Учитывая, что заверения мастеров про «безопасное оружие» в голове у ролевиков преобразуются в «бей со всей силы, мастера сказали — безопасное!» и «доспехи не нужны, мастера сказали — не больно!», общее количество травм вряд ли сильно уменьшится. Безопасность — она не в руках, а в голове. Когда у тебя в руках вполне себе увесистый текстолитовый клинок (и у соперника такой же), волей-неволей начинаешь уделять внимание защите, (само)контролю, доспехам и т.д., да и поостережёшься размахивать ей со всей силы — вдруг приложат так же? ЛАРП убирает этот самоконтроль — «а что, всё равно не больно же!») В итоге адреналина и «несознанки» ещё больше, что ведёт к негативу во время игры.

Итого: ЛАРП слабо предназначен для того стиля ролевого фехтования, который исторически сложился на крупных «боевых» играх центральной части России.

5. Фехтование

Для фехтования как такового ЛАРП-оружие почти непригодно: веса нет, баланс отсутствует, клинки гнутся во все стороны, колющие удары опасны — стержень может выйти из смягчителя, прочность опять же не радует. Человек привыкает прыгать вперёд, неистово размахивая клинком чтобы первым коснуться противника, ведь на таком оружии не может быть победителя — только равномерно исхлеставшие друг друга бойцы, один из которых стукнул другого раньше на долю секунды. Защиты брать чрезвычайно трудно по вышеуказанным причинам, а без защит остаётся только атаковать, увы. Щиты немного исправляют положение, но гибкий клинок+сильный удар способны справиться и с этим. Помучившись на тренировках с подобными мечами, теперь веду занятия на тямбарах, давая ЛАРП лишь на финальную отработку техники и спарринги, иначе люди привыкают бить плашмя и делать всё «от кисти». Можно было бы приспособить пластиковые шлемы/доспехи для тренировок по ИФ, но, как показывает практика, все предпочитают проверенное сочетание «тямбара + шлем для АРБ» — это дешевле, надёжней и отчасти реалистичней. Единственная ниша, в которой ЛАРП очень хорош — массовые мероприятия, где взрослые и дети могут попробовать себя в фехтовании. Оружие из СМБ или Спортмеча совершенно не похоже на оружие — скорее на мягкие палки с перекладинками, тут «почти настоящие, только мягкие» клинки выигрывают.

Итого: слабо пригодные для фехтования изделия, которыми можно бить — а можно не бить.

Выводы:

ЛАРП — вооружение красиво, мало весит и… пожалуй, всё. Естественная ниша — «полуголые» фэнтези-игры, ночная боёвка и моделирование ударно-дробящего вооружения: кистеней, булав, шестопёров, топоров и т.д. Производители должны бороться за прочность в эксплуатации и снижение цен. Надеюсь, произойдёт то же что и раньше — на рынок выйдут непосредственно изготовители, товарооборот серьёзно возрастёт а время отклика «рынок-производство» уменьшится. Фехтовать на ЛАРПе почти нереально, главный приём — «ударь так, чтобы твой меч перегнулся через щит/меч противника и шлёпнул его по телу».

larp1