Правила фехтования — Об истории «Голова-Нога, Вова»

В свое время все исторические фехтовальщики знали финт «голова-нога». Старики поговаривают, что этот приём берет начало ещё из «Саги об Эгиле» или «Саги о Ньяле». В общем, цитата звучала как «Эгиль быстро рубил вверх и вниз». Обратившись к первоисточникам, я обнаружил, что на самом деле «Эгиль рубил вправо и влево» и, если честно, в итоге к этому и пришел хотя и в измененной форме. Суть финта заключается в том, что вы наносите быстро 2 удара, первый в голову, второй в ногу. Потренировавшись так некоторое время с товарищем, проделайте следующее: поведите рукоятку клинка к голове товарища, но на наносите удар, а поведите руку вниз к ноге с небольшим наклоном корпуса вперед. … Читать далее Правила фехтования — Об истории «Голова-Нога, Вова»

Правила фехтования — О подготовке мышц и суставов

В одной книге по гимнастике я прочитал, что чем длиннее можно растянуть мышцу, тем сильнее будет развиваемое ей усилие. Осталось только придумать, как это использовать. Со временем я понял, что при выполнении всех движений мышцу нужно не только растягивать, но и скручивать. Тогда мышечные волокна будут длиннее. Это и легло в основу принятой подготовки тела к фехтованию. Некоторые суставы тела должны не только двигаться линейно, но и вращаться, и это обязательно нужно использовать. Как почувствовать мышцу-ротатор? На макроуровне для этого используются уже описанные ранее вращения клинком «мулине». Но для того, чтобы почувствовать вращение, например, в плечевом суставе необходимо использовать канаты. Преимущества каната перед цепью, в том, что он обладает сопротивлением … Читать далее Правила фехтования — О подготовке мышц и суставов

О правильности и неправильности в фехтовании. Часть II

Человек, у которого учился фехтовать я, однажды сказал мне замечательную фразу: «Когда возвращаешься в фехтование после долгого перерыва, вроде бы делаешь тоже самое, только не с той дистанции и не вовремя». Дистанция и время, а вместе они задают ритм поединка, — единственное, что имеет значение. Вы можете одолеть любым движением. Вопрос только — кого? Дистанция и время! Поэтому какой смысл вообще нарабатывать движения на неподвижном резиновом манекене? У него нет внутреннего ритма. Есть только, тот что задаете ему вы. А фехтовальщик должен выстраивать свои движения в соответствии со своим внутренним ритмом, ритмом противника и дистанцией до него. А значит основное свойство фехтовальщика — это знать и оценивать противника. Лучше, конечно, … Читать далее О правильности и неправильности в фехтовании. Часть II

О правильности и неправильности в фехтовании. Часть I

Последнее время у занимающихся часто появляется вопрос — как сделать, то или иное движение правильно или неправильно. Подобные вопросы иногда забавляют, иногда раздражают. Пришел человек учиться фехтованию, ну как он может сделать что-то неправильно? Во-первых, ему может сразу не повезти с выбором того, к кому он пришел учиться. Получается, он уже сделал неправильно, что пришел. Во-вторых, занятие по фехтованию на базе центра Paladin составляют 2 часа. И именно в эти 2 часа человек полагает, что он всё делает «правильно». Ладно, не всё, в эти 2 часа он хочет и стремится двигаться «правильно». То есть, остальные 22 часа в сутках его абсолютно не заботит, «правильно» ли он сидит за компьютером, правильно … Читать далее О правильности и неправильности в фехтовании. Часть I

О темпе и «парад-рипостной» игре

Парад-рипостная игра позволяет ввести такое фехтовальное понятие как темп. Фехтовальщики становятся друг напротив друга и наносят удары в первый сектор, защищая его первой защитой. При выполнении этого упражнения занимающиеся должны почувствовать ритм нанесения ударов. Можно даже считать про себя: «раз-два, раз-два, раз-два…». Почувствовав ритм, следует выполнить удар чуть не в темп. То есть, считая про себя, придержать своё движение и нанести удар чуть позже, чем вы его наносили ранее при выполнении упражнения. Это называется удар с «задержкой темпа». Смотрите. Раньше вы считали про себя «раз-два, раз-два…», а при выполнении упражнения следует нанести удар на «раз-с-половиной». Если у вас есть опыт занятий рукопашным боем или карате, то вы знаете, что на … Читать далее О темпе и «парад-рипостной» игре

Правила фехтования — О том, что можно сделать правильно и неправильно

Когда мы говорим о фехтовальных или подготовительных элементах становления фехтовальщика, абсолютно невозможно использовать слова «правильно» или «неправильно». Как можно сделать что-либо неправильно? Одно действие может быть правильным у одного фехтовальщика, и неправильным у другого. И правильность — это только личное, субъективное чувство. Если боишься или не приемлешь боли, то для тебя будет неправильным одно. Если обладаешь слабым здоровьем — другое. Если хочешь выиграть турнир послезавтра от начала занятий, нужны одни методы, если хочешь действительно «знать за фехтование» — другие. В том и прелесть наших занятий, что историческое фехтование — это не спорт, и им можно заниматься не спеша и обстоятельно. Оно позволяет понять, что важно именно для тебя. Очень важно, … Читать далее Правила фехтования — О том, что можно сделать правильно и неправильно

Правила фехтования — О цельности фехтования

Разделение фехтования на различные виды — величайшая глупость, которую я когда либо слышал. Это конъюктурщина и низкопоклонство. Вместо того, чтобы поднимать тренирующихся до своего уровня, непонятной организацией было решено спуститься до его уровня. Ещё величайший представитель фехтования, стратег и учитель Миямото Муссаси писал: «Жизнь человека не должна зависеть от длины его меча. Вы можете победить с коротким мечом, а можете одержать победу и с длинным». От себя я посмею добавить, что не только от длины меча, но и от внешнего вида клинка не должна зависеть жизнь (или победа) фехтовальщика. Фехтовальщику следует видеть суть клинка. А через клинок — суть того кто его носит и применяет. И никакое из видов фехтования … Читать далее Правила фехтования — О цельности фехтования

Правила фехтования — О мелких передвижениях

Далее опишу передвижения «мелкие». Но от этого не менее важные. Пририсуйте вокруг квадрата на полу круг. На этом уроке нужно будет двигать ногой по кругу. Встаньте на диагональ квадрата. У праворукого бойца впереди должна быть левая нога. Передвигаем стоящую впереди ногу по часовой стрелке, и стойка фехтовальщика становится более длинной, передвигаем в противоположном направлении — встаем более широко. Правая нога на протяжении упражнения остается на месте. Теперь это передвижение ног следует совместить с уже известными нам из шестого урока топанием (нужно будет дать ссылку при публикации). Левая нога поднимается и перелетает чуть вперед, положение фехтовальщика становится более глубоким. Передвигаем назад — более широким. Так топаем до понимания. Смещайте ноги так, … Читать далее Правила фехтования — О мелких передвижениях

Правила фехтования — О передвижении. Часть III

Освоив «топание» и смену положения ног, следует переходить к более сложному передвижению по трапеции. Мысленно, а если мысленно это сделать сложно, то просто возьмите мел или начертите палочкой на земле квадрат, затем с боков пририсуйте к нему два треугольника. Займите левую сторону трапеции. Перед тем как сделать шаг правой ногой, поднимите и опустите левую ногу, и перейдите правой ногой, на короткое основание трапеции. А затем, провернувшись на правой ноге, уберите левую ногу назад, так чтобы оказаться на правой стороне трапеции. При этом правая нога должна оказаться на коротком основании трапеции, а левая на длинном. Затем по той же траектории перейдите на левую сторону трапеции: оставаясь на месте поднимите левую ногу, … Читать далее Правила фехтования — О передвижении. Часть III

О передвижении. Часть II

Итак, вы освоили базовые положения и научились поднимать ноги не изменяя положения тела. В историческом фехтовании следует двигаться так, чтобы противнику всё время приходилось тянуться за вами. Позже, когда речь пойдет о стратегии поединка, будет понятно, что означает это «тянуться», а пока следует понять, что в историческом фехтовании мы постоянно ходим вокруг противника, заставляя его поворачиваться за вами. Это характерно для любого из видов фехтования. Если вы внимательно посмотрите соревнования FIE, то заметите, что фехтовальщик у которого, левая рука является основной, всегда занимает левую сторону фехтовальной дорожки. Итак, опять встаньте со своим партнером друг напротив друга. Лучше, если в паре стоят фехтовальщики с одноименной рабочей рукой. Допустим, это фехтовальщики у … Читать далее О передвижении. Часть II